«Иркут» – в долгах, «Ростех» – «в наваре»

Неисправные Superjet 100 помогают Чемезову в установлении контроля над авиакомпанией?

«Ложка дегтя» для Сергея ЧемезоваИтак, каждая из сторон подписанного соглашения преследовала собственные интересы. И здесь нужно заметить, что компания «Рампорт Аэро» тесно связана с «Ростехом». На сегодняшний день информация о ее акционерах также отсутствует в открытом доступе, тем не менее известно, что до октября прошлого года одним из ее основных владельцев являлся входящий в контур госкорпорацииТранспортно-выставочный комплекс «Россия». Кроме того, в декабре 2018 года сообщалось о приобретении 22,5% акций предприятия Борисом Алешиным – советником по науке и технологиям главы ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация»(ОАК), еще одной структуры «Ростеха».

Как мы можем убедиться, влияние Сергея Чемезова в «Рампорт Аэро» не стоит недооценивать. Так же, как и в банке «Солидарность», одним из бенефициаров которого называли Дмитрия Калашникова – сына депутата Госдумы от КПРФ Леонида Калашникова.

Последнего связывали с главой «Ростеха», якобы лоббировавшего назначение парламентария на пост губернатора Ульяновской области. Правда, безуспешно.

С «Солидарностью» связан громкий «офшорный скандал». Напомним, что в августе прошлого года представители «Молодежного союза юристов России» обратились в Генпрокуратуру с заявлением о проверке нескольких депутатов-коммунистов на предмет использования кредитного учреждения для вывода средств в офшоры, в том числе на счета кипрской компании «Solidarity Finance Limited». В числе народных избранников, чья финансовая чистоплотность попала под сомнение, оказался и Леонид Калашников.

Но вернемся к Иркутску, где у возглавляемого Чемезовым госхолдинга имелись собственные интересы. В частности, в мае 2018 года губернатор Левченко сообщил о создании правительством региона и «Ростехом» совместного предприятия, в чью задачу входило развитие действующего городского аэропорта, включая поиск инвесторов для строительства нового терминала, стоимость которого оценивалась более чем в 7 млрд рублей. В общем, налицо полное согласие и готовность действовать сообща.

В какой-то момент «аппетиты» Чемезова распространились и на «Ираэро», к которой он решил «подойти» через подписавшую меморандум компанию «Рампорт Аэро». Здесь, правда, «ложку дегтя в бочку меда» внесли депутаты иркутского Заксобрания, в мае 2019-го отказавшиеся рассматривать поправки в бюджет региона, в том числе, касающиеся вышеупомянутой докапитализации КРИО. Как писал «Московский комсомолец», народные избранники задались вопросом: для чего Иркутской области нужен авиаперевозчик, базирующийся на подмосковном аэродроме в Жуковском? Кроме того, они обращали внимание на долговые обязательства «Ираэро», в то время превышавшие 1 млрд рублей и фактически ставившие предприятие на грань банкротства.

Тем не менее, компания все еще представляет собой лакомый актив. Так, по итогам прошлого года ее выручка составила 13,6 млрд рублей, прибыль – 117,9 миллиона, портфель госконтрактов превышает 1,9 миллиарда. Специалисты по «офшорным схемам» определенно увидели бы для себя определенные финансовые перспективы. И здесь стоит обратить внимание на следующее обстоятельство: до октября 2021 года, наряду с ТВК «Россия», совладельцем «Рампорт Аэро» выступало ООО «Юнайтед Эйрпортс Менеджмент» – сомнительная структура, на протяжении нескольких лет неизменно декларирующая нулевую выручку и отрицательную прибыль. Только в 2021 году ее убытки составили 71,8 млн рублей, стоимость активов – «минус» 805 миллионов. Но самое интересное заключается в том, что до минувшего июня в числе учредителей компании фигурировала зарегистрированная в Нидерландах фирма «Юнайтед Эйрпортс Менеджмент Б.В».
Убытки «Иркута» и суды «Ираэро»В свете всего сказанного недавнее мировое соглашение между «Ираэро» и НПК «Иркут» о выплате 865 млн рублей напоминает перекладывание кошелька с деньгами из одного «кармана» «Ростеха» в другой (причем не исключено, что офшорный). Сам «Иркут» финансовыми показателями явно не блещет: например, 2020 год предприятие закончило с чистым убытком в размере 69,7 млрд рублей при выручке в 118 миллиардов и долгосрочных обязательствах в 165,9 миллиарда. Получается, что теперь Чемезов получил отличную возможность несколько исправить ситуацию, а в случае проблем с погашением долга, то и «слить» авиаперевозчика с госкорпорацией?

Вот только в «Ираэро» положение дел также оставляет желать лучшего. Так, к предприятию регулярно предъявляет претензии «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК): только в первом полугодии 2020 года объем ее исковых требований превысил 778,5 млн рублей. Причиной разбирательств стали долги за аренду самолетов SSJ-100, причем ранее истец заявлял о своем намерении обанкротить должника.

В июле 2020-го перевозчик проиграл суд гонконгской группе «Aviation Service Limited», в пользу которой должен выплатить 8,5 млн долларов. Разбирательства касались нарушения российской стороной условий договора на организацию и выполнение международных авиаперелетов. А в минувшем апреле уже «Ираэро» пыталась взыскать 1,5 млн долларовс китайской компании «Skywind International Limited», но ярославский областной арбитраж отказал в удовлетворении исковых требований.

При этом Юрий Лапин неоднократно критиковал находящиеся в лизинге Superjet 100, разработкой которых занималось предприятие «Гражданские самолеты Сухого» (филиал «Иркута»). В частности, основной проблемой SSJ-100, по его мнению, является двигатель SaM146 производства российско-французской фирмы «PowerJet».

«Ни один из двигателей, с которым мы работали, не выработал своего ресурса полностью. Некоторые мы досрочно снимали с самолетов из-за выявленных конструктивных недоработок. Иногда эти двигатели были на гарантии или же не на гарантии, но с невыработанным ресурсом», – рассказывал топ-менеджер в интервью «Интерфаксу».

Но если качество получивших скандальную известность воздушных судов действительно оставляет желать лучшего, за что же господин Лапин готов выплачивать сотни миллионов структуре «Ростеха» в рамках мирового соглашения? Или между сторонами имеют место некие взаимовыгодные договоренности? В таком случае у аффилированных с госкорпорацией структур вскоре снова могут появиться офшорные учредители.

Источник: kompromat.group

Больше новостей

Заметили ошибку или опечатку? Материал нуждается в исправлении? Будем рады Вашей помощи! Пишите на на адрес [email protected].