Немецкий гешефт для китайского дракона
Биржевые потрясения и неутешительные показатели конъюнктуры дают основания для тревоги относительно состояния экономики Китая. Но несмотря на это государственные китайские корпорации и дальше тратят миллиарды на покупку европейских компаний.
Представьте себе, что появился инвестор, который покупает именно то предприятие, на котором вы работаете. Обычно это сразу порождает страх: будут ли сокращения и меры экономии? Не потеряю ли я свое рабочее место? При покупке государственной китайской корпорацией China National Chemical Corporation (Chemchina) немецкого машиностроительного предприятия Krauss-Maffei все выглядело иначе. Смену владельца одинаково приветствовали как работники предприятия, так и менеджмент. Положительно к этому отнеслись и профсоюзы. Это и неудивительно, ведь во время объявления о покупке инвестор четко подчеркнул, что намерен сохранить нынешние производственные мощности вместе с 4500 задействованными в них работниками. В то же время, по его словам, будут создаваться и новые рабочие места.
«То, что работники и компания IG Metall приветствуют соглашение, конечно, положительно», — утверждает Микко Гуотари из берлинского Института имени Меркатора по изучению Китая (MERICS). Кроме того, по его мнению, в последние годы подобные соглашения и соответствующие истории успеха показали, что для китайских инвесторов Германия выглядит очень привлекательно. Гуотари выступил соавтором исследования MERICS, посвященного масштабам китайской экономической экспансии в Европе.
Согласно данным исследования, объем китайских инвестиций в Европу за 2014 год составил около 18 млрд евро, хотя еще в середине двухтысячных годов они практически равнялись нулю. За период с 2000 по 2014 годы были зарегистрированы более 1000 случаев основания предприятий с участием китайской стороны или же случаев слияния и покупки отдельных европейских предприятий китайскими, говорит Гуотари. Совокупный объем этих операций составил 46 млрд евро, объясняет эксперт.
Целых 925 000 000 евро заплатила Chemchina за фирму Krauss-Maffei, выпускающей спецоборудование для переработки пластмасс и резины. Это соглашение ознаменовало рекорд в китайской экономической экспансии в Германии. Под покупкой почти всегда стоит один и тот же принцип: доступ китайских предприятий к немецким высоким технологиям и нередко к богатым традициям брендов. Немецким компаниям, в свою очередь, облегчается доступ к китайскому рынку.
Микко Гуотари из MERICS видит в увеличении китайских инвестиций за рубежом долгосрочный тренд, целью которого стало желание избавиться от репутации производителя дешевого товара и сохранить конкурентоспособность. «Мы исходим из того, что нынешнее тяжелое состояние китайской экономики приведет к увеличению инвестиций китайского капитала за рубеж».
Низкий курс евро, по мнению эксперта, может дополнительно вдохновлять китайцев на приобретение объектов в Европе. Еще в 2007 году Китай учредил властный государственный фонд CIC, чтобы вкладывать часть своих огромных валютных резервов как за рубежом, так и внутри страны. Благодаря этой инвестиционной компании Пекин предпочитает сократить свою зависимость от облигаций внешнего займа США, в которые до сих пор вложена большая часть валютных резервов Поднебесной,составляющих около 3,33 триллионов долларов.
Опыт первых неудач научил китайцев тому, что успешная покупка всегда должна функционировать как партнерство. А правительство в Пекине пристально следит за зарубежными предложениями, сообщает немецкое издание Süddeutsche Zeitung. Согласно данным газеты, каждые два года китайское правительство обнародует рекомендации по покупке компаний в разных странах, которых следует придерживаться инвесторам.
По данным издания, за исключением нескольких случаев инвесторы из КНР оставляют проверенный менеджмент компании работать дальше, отправляя на предприятия только нескольких китайских менеджеров, которые практически не вмешиваются в работу местного руководства. Их главная задача — улучшение доступа товаров на китайский рынок, отмечает Süddeutsche Zeitung.
«В Европе есть немало средних предприятий с просто великолепными изделиями. Но им не решается выходить на рынки Азии», — заявил Генри Кай, сотрудник китайской финансово-инвестиционной компании Agic Capital в интервью немецкому экономическому изданию Handelsblatt. Так же, как и многие из его китайских коллег, он особенно заинтересован в фирмах, специализирующихся в области технологий «Промышленность 4.0».
Но инвесторы из Китая уже давно не ограничиваются средними предприятиями, они охотно глотают и большие лохмотья. К примеру, в прошлом году Chemchina приобрела за заоблачные семь миллиардов евро контрольный пакет акций итальянского производителя шин Pirelli.
Издание Handelsblatt сообщает также о подготовке к действительно колоссальной сделке. Chemchina еще в конце прошлого года предложила выкупить швейцарский концерн Syngenta, который производит средства защиты растений. За швейцарский концерн китайцы готовы выложить больше 40 000 000 000 долларов. Такой проект, по данным издания, превзошел бы все предыдущие подобные соглашения и стал бы «абсолютным рекордом зарубежной экспансии китайских фирм».