Наверху договорятся, а что делать низам?

Комсомольская правда оценила ситуацию с метростроением в городе. Редакция выпустила большой журналистский материал «Почему Петербург развивается гораздо медленнее Москвы», показав всю подноготную взаимоотношений Смольного и Метростроя.

Вероятно, материалом остались недовольны обе стороны и генеральный подрядчик и чиновники. Ни одна компания, работающая по гос. контрактам не хочет раскрывать внутренней кухни. А для города такой разбор полётов так и вовсе не выгоден.

«Метрострой» городская компания и делать будет то, что приказано. Но метростроение в Петербурге — это целая система подрядных и субподрядных организаций, поставщиков материалов, оборудования, это огромный штат людей. И все они сейчас являются заложником ситуации и невозможности «Метростроя» и Албина найти точку решения сложившейся ситуации. Отсюда и бесконечные выступления в СМИ обиженных и уволенных рабочих и предприятий типа «Метробетона», недовольных потерянными контрактами. Они уже не понимают кому верить в сложившейся ситуации. И для них крайне важно, чтобы система менялась. Дальше продолжать работу в тех же условиях просто невозможно.

Аналогичная история со всеми объектами строительства в Петербурге. Неграмотное управление отраслью привело к банкротству огромное количество городских предприятий.

Бардак сложившийся в городе касается и крупных объектов типа “Стадиона на Крестовском» и магистралей и мостов.

Компания «Метрострой» пошагово проходит ровно то, что стало ранее причиной конфликта Смольного с «Инжтрасстрой-СПб», а позже и с «Пилоном».

Проведём исторические параллели и сравним аргументы:
14 июля 2016 года в «Деловом Петербурге» выходит статья под заголовком «Инжтрансстрой-СПб» сообщил городским властям о приостановке работ на «Зенит-арене»https://m.dp.ru/a/2016/07/14/Transstroj_soobshhil_o_pr

«Сегодня сложилась ситуация, при которой заказчик в лице администрации города делает все, чтобы сорвать сроки завершения проекта», — говорится в сообщении компании.

«Подрядчик отмечает, что проектная документация отсутствует. В июле город передал в Главгосэкспертизу России очередной пакет проектных решений. В связи с изменениями доля новых работ составит до 30% от общего объема работ, оговоренных в контрактах, что с учетом сезонности и технологии производства работ может внести существенные корректировки в срок сдачи стадиона».
«Инжтрансстрой-СПб» также жалуется на недоплату 1 млрд рублей за ранее выполненные работы, которая создает «колоссальное напряжение ввиду нехватки ликвидности». Заказчик уклоняется от принятия работ, указывают в компании. По ее данным, в результате на объекте сложилась чрезвычайно сложная ситуация.

Отсутствует компенсация по убыточным работам и поставкам. 4,3 млрд, на которые была увеличена смета строительства, так и не получены. Признанные заказчиком убытки в связи с выполнением уникальных работ и крупные убытки в связи с необходимостью закупать импортное оборудование, вызванные курсовой разницей и инфляционными явлениями, не компенсированы до сих пор и не имеют оформленного контрактного механизма исполнения.

«Трансстрой» также заявляет, что в последние 2 недели городские власти активно продвигают идею расторжения контрактов.

Используется тактика шантажа с требованием подписать допсоглашение о применении дефлятора с дополнительными штрафами и санкциями, а также подписать соглашение с комплексным поставщиком, которое приведет к увеличению расходов против решения о не расторжении», — заявляют в «Трансстрое».

Ничего не напоминает?

Гордо взошедший на освободившийся строительный трон «Метрострой» с поддержкой #Албина продержался ровно до момента сдачи объекта. А дальше выяснилось, что схема прежняя. Ничего в отношениях #вице-губернатора к подрядчикам не меняется. Тут же посыпались обвинения в адрес метростроевцев и много миллионные иски.

В том же материале про «Инжтрасстрой-СПб»:
«Накануне, 13 июля, рабочие субподрядных организаций, которые строят стадион, устроили забастовку. Они перекрыли въезды и выезды со стройплощадки и заблокировали автомобиль руководства генподрядчика «Инжтрансстроя-СПб». На площадку были вызваны полиция и ОМОН.

Петербургская прокуратура начала проверять информацию о задержке оплаты труда строителям стадиона. Вице-губернатор Игорь Албин, контролирующий возведение «Зенит-арены», заявил, что забастовка была вызвана бездействием генерального подрядчика».

Разоряющие подрядчики, субподрядчики, невыплаты заработной платы, требования к строителям вернуть деньги назад.

Снова ничего не напоминает?

В комментарии телеканалу » Санкт-Петербург » чиновник отметил, что лично попросил всех бастующих разойтись, и они согласились. «Я всех убедил, что они должны быть уверены: Петербург никогда никого не обманывал. Каждый работник получит вознаграждение, которое полагается ему по закону», — добавил Албин.

Позднее Смольный расторг контракты и ничего не заплатил. А теперь вспомните все конфликты и забастовки подрядчиков «Метростроя». Им в Смольном вообще сначала заявили, что все уже выплачено и обращайтесь к ген. подрядчику, а потом, когда выяснилось, что это не так — город перечислил очередной транш, чтобы перед прямой линией Президента погасить социальный скандал.

Аналогичная ситуация и с теми, кто строил стадион и инфраструктурные объекты до метростроевцев. Тогда все компании проиграли в борьбе с Албиным. Развернувшаяся PR-акция, инициированная городом против «Инжтрасстроя-СПб», «Леокама» и других компаний, нанесла непоправимый репутационный и финансовый ущерб всем, кто поднимал стройку.

Казалось бы, тем, кто ее завершил должны светить лавры победителя. Но нет: иски, невыплаты и главное снова недовольство Албина. Всегда виноват генеральный подрядчик и что зарплаты не платит и вообще дела неправильно ведёт. «Метрострою» пришлось самостоятельно хвалить коллектив и рассказывать в СМИ про возможности. https://www.kommersant.ru/doc/3694709
«Метрострой» может больше».

В ответ на мимолетный позитив и попытку показать, как много работы стоит за словом «выполнить контракт в срок», вице-губернатор снова отреагировал шквалом негатива. https://m.fontanka.ru/2018/07/16/098/
Поездки и совещания вице-губернатора уже давно самими строителями воспринимаются как шоу одного актёра.

Хорошо этот момент подметила редакция ДП, ещё в 2015 году, когда про вице-губернатора говорили правду (сегодня благодаря использованию Албиным предвыборного бюджета Полтавченко, «кусать» вице-губернатора стало не всем журналистам «по зубам»):
«Объезды вице-губернатора пока прославились в основном публичными порками глав комитетов и подрядчиков, а не масштабными результатами работы испуганных подчиненных. Например, после посещения Московского района выговор был сделан главе комитета по энергетике: его комитет не выполнил поручения, полученного от вице-губернатора еще в феврале… За провал нескольких дорожных строек, получили выговор «Мостотрест №6» и #КРТИ. Впрочем, компания-то уже к этому моменту практически обанкротилась и оставила за собой долгострои на миллиарды рублей, так что выговор мало что менял».

Жаловаться на вице-губернатора пытались многие, как и выводить на чистую воду. Но одна-две публикации тонули в волне самопиара вице-губернатора. А собраться в единую силу строители так и не смогли.

Вице-губернатору удивительным образом удаётся выкрутиться из любой ситуации и даже после публичных обещаний остаться в стороне от разбора полетов. Первым и последним, кто критиковал Албина, был Путин. А со времён переезда в Петербург только вице-губернатор выступает на публику, его же критиковать некому.
Как пишет издание http://bezduhovnosti.com/2016/11/25/очень-такая-печальная-история-для-а/
«Считается, что именно по инициативе Игоря Албина 18 ноября был арестован бывший вице-губернатор Петербурга Марат Оганесян, до Албина курировавший строительство стадиона. Следствие подозревает его в хищении более 50 миллионов рублей.

Игорь Албин считается политиком, пользующемся поддержкой Дмитрия #Медведева. Однако он не пользуется расположением Владимира Путина».

В ответ на критику властей города 13 июля 2016 года «Инжтрасстрой-СПб» заявил о попытке рейдерского захвата стройки «Зенит-арены».

С точки зрения подрядчиков это был рейдер, с точки зрения города — торжество справедливости.

Если в случае с «Инжтрасстрой-СПб» конфликт продолжился в правовом поле, то судя по всему, «Метрострою» повезло гораздо меньше. Мало того, что в компанию в приказном порядке был отправлен соратник Албина по серым финансовым схемам Сергей #Милославский, так город ещё и пришёл к выводу, что нужно поставить метростроителей в большую зависимость, тогда можно будет вообще не платить ничего дополнительного.

Новая газета предположила ещё в мае 11 года, что именно этот ход использует Албин для нейтрализации самостоятельности «Метростроя».

https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/04/27/76332-kto-ugodno-no-ne-on
И вот в начале сентября 2018 с подачи самого вице-губернатора выходит такой материал «Больше Смольного. Александровы и «Метрострой» остаются, но присутствие правительства в компании может увеличится» https://m.fontanka.ru/2018/09/11/103/
После этой публикации подрядным организациям стало в городе совсем не по себе. Понятно, что город и «Метрострой» договорятся, но за чей счёт будет банкет? Александровы сохранят компанию, Смольный сделает ставку на усиление петербургских метростроителей. Но проблемы то не решаются! И весь остальной рынок будет жить по правилам вечной перекредитованности — сидеть на пороховой бочке «заплатят не заплатят».

Обанкротить «Метрострой» задача непростая и то город практически довёл компанию до бедственного положения. А что говорить о подрядных организациях?! Они будут разоряйся пачками и теперь уже все вопросы будут к городу, а вернее к бездушной бюрократической машине, которая никого спасать не будет.

«Инжтрасстрой-СПб» годами закатывал дыры в бюджете после сотрудничества со Смольным. Решить конфликт не помогли ни связи, ни деньги, ни профессиональное сообщество.

Возможно просто в то время участники строительного рынка надеялись, что с ними этого не случится? Сейчас возможно эта поддержка была бы целостнее. Но где же тот самый дух профессиональной взаимопомощи, когда друг за друга горой? Каждый теперь за себя?

За последние годы строители социальной и транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, работающие по госконтрактам разорялись одна за другой из-за неэффективной политики строительного блока городской администрации.
Проблемы те же: бумажная волокита, бюрократия, задержка оплат, судебные иски, отсутствие документов на ввод, как в случае с мостом #Бетанкура.

http://zahvat.ru/show/news/stroiteli-peterburga-stradayut-ot-neeffektivnosti-vlastej
Самое интересное, что профильные комитеты вредят не только строительному рынку и сфере метростроения, но и самому городу. По итогам первого полугодия 2018 года несколько городских комитетов показали низкий уровень освоения адресной инвестиционной программы.

«В частности, Комитет по развитию транспортной инфраструктуры освоил годовую программу всего на 27,8%, Комитет по строительству — на 20,3%. Проблема недостаточного освоения бюджета Комстроем уже стала хронической: по итогам прошлого года это ведомство освоило лишь 51,5% от выделенной бюджетом суммы».

«Основная причина — в финансовых трудностях подрядчиков.

Нередко компании, получившие контракт на строительство школы, детского сада и больницы, сталкиваются с заниженными сметами, которые не соответствуют рынку, а также с серьезными огрехами в исходной документации заказчика. Это приводит к тому, что компания начинает отставать по графику ведения работ, а комитет разрывает с ней контракт и требует неустойку. При этом денег за ту часть работ, которая уже выполнена, исполнителю приходится ждать очень долго. В итоге комитет тратит как минимум несколько месяцев на поиск нового исполнителя, повышает стоимость контракта, а сроки сдачи необходимой школы сдвигаются».
По данным Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК), за последние три года в Санкт-Петербурге и Ленобласти обанкротились 874 компании (в 2015 году — 315, в 2016 году — 278, в 2017 году — 281). Среди крупных компаний, ставших банкротами — «Мостострой № 6», «Мостоотряд № 19», НСК «Монолит», ЗАО «Геострой», ООО «Кэрол» и др. Многие фирмы избежали банкротств, однако были вынуждены приостановить свою деятельность или перепрофилироваться. Как утверждают аналитики РАСК, по итогам прошлого года количество строительных компаний в Петербурге и области сократилось с 14 до 11,9 тысяч, при этом реальную производственную деятельность ведут порядка 8,6 тысяч».

Интересно, что по поводу обанкротившегося “Мостострой № 6” Албин говорил так:
«Вице-губернатор также рассказал журналистам, что власти Петербурга держат на контроле текущую ситуацию в «Мостострое№ 6». По его словам, пока каких-то серьезных причин для беспокойства о возможной самоликвидации организации нет.

«Мы сейчас мониторим как расходуются в компании авансы, оцениваем их остаточную стоимость. Наша задача не потерять денежные средства. Мы готовы к развитию любого сценария, но надеемся, что организация проживет долго, как и другие проблемные подрядчики», — отметил чиновник». Источник https://m.asninfo.ru/articles/643-dorozhniki-otvetyat-za-brak?page=3&per-page=2
Результат — налицо. Говорим в прессе одно, а по факту банкротство и недополучение в бюджет налогов, а также потеря рабочих мест.

Большинство обанкротившихся — небольшие компании, те самые, которые сегодня так дестабилизированы. Но ещё сложнее приходится крупным предприятиям. Их долговые обязательства начинают резко превышать допустимые параметры, а банкротство ведёт к дестабилизации всей системы подрядчиков и потерю для налогов, отчисляемых в казну города.

«В текущем году список обанкротившихся компаний продолжает пополняться — на сайте арбитражного суда можно увидеть десятки банкротных исков к различным строительным организациям. Если городские чиновники не перестанут своими непродуманными действиями подталкивать компании к уходу с рынка, ситуация будет ухудшаться».

Но конечно проблема и в самом рынке. Если бы он был консолидирован и силён, ни одному Албину было бы не под силу его расшатать. А так получается, что каждый борется сам за себя. «Инжтрасстрой-СПб» в этой пищевой цепочке между бизнесом и городом стал лишь показательным пилотным проектом по разрушению петербургского рынка в угоду рекламе вице-губернатора. Но интересно, не закрадывается ли у вышестоящих мысль почему именно при его руководстве все всегда в авральном режиме, без денег и со скандалами: от финансовых до социальных? Может дело не в подрядных организациях?

Больше новостей

Заметили ошибку или опечатку? Материал нуждается в исправлении? Будем рады Вашей помощи! Пишите на на адрес [email protected].