Костин дал Егорову 46,5 млн на тендерный лоббизм

Внешторгбанк  (ВТБ) впервые в российской практике публично раскрыл подробности закупки юридических услуг, направленных на продвижение поправок к законам. Как сообщает «Ъ», сведения о закупке банком «юридических услуг по сопровождению обсуждения и принятия… поправок в целях совершенствования законодательства» опубликованы в Единой информационной системе закупок. Сделка стоимостью 46,5 млн рублей осуществлена по закону о закупках госкомпаний у «единственного контрагента» — адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (ЕПАМ), один из его соучредителей и партнеров — однокурсник Владимира Путина Николай Егоров. Изменить законодательство ВТБ хотел бы в части, связанной с банковскими гарантиями как раз при госзакупках, а также с заключением, исполнением и расторжением строительных контрактов. Сам текст поправок готовило то же ЕПАМ — по договору с банком 2017 года за 3,6 млн рублей.

Теперь же ВТБ рассчитывает, что ЕПАМ к концу июля 2019 года обеспечит «правовое сопровождение обсуждения и принятия» нужных банку поправок. В соглашение входит «консультирование банка» и на предварительной стадии — после получения отзывов «профильных органов госвласти, в том числе правительства, главного правового управления президента, администрации президента, а также предпринимательского сообщества и иных лиц», и «в связи с рассмотрением поправок Госдумой».

Оплата услуг будет производиться в два этапа. 15 млн рублей адвокаты получат после первого чтения поправок в Госдуме, а «гонорар успеха» — до 31,5 млн рублей— лишь после подписания закона президентом. По проекту договора вознаграждение за второй этап зависит «от результатов оказания юридических услуг» и рассчитывается в зависимости «от количества и содержания поправок, внесенных в законодательство». Оплачены по приложенной к договору смете будут лишь изменения законов, принятые «в редакции, не изменяющей цель». ЕПАМ не несет ответственности за результат изменения законодательства, если он зависит от неподконтрольных адвокатам причин, а стороны «обязуются не выплачивать, не предлагать и не разрешать выплату денежных средств или ценностей прямо или косвенно» с неправомерными целями и не будут использовать взятки, подкуп и другие преступные действия.

Поправки сгруппированы в соответствии с одиннадцатью целями банка — достижение каждой предусматривает конкретное вознаграждение. Дороже всего (6,2 млн рублей) ВТБ заплатит за «создание специализированного института банковских (независимых) гарантий для целей закупок по закону 44-ФЗ»: банк хочет вывести их регулирование из-под действия общих норм Гражданского кодекса о независимости гарантии. Четыре другие цели потянули на 3,1 млн рублей каждая: ВТБ предлагает полностью публиковать заключения Главгосэкспертизы и документацию для строек, выдавать банковские гарантии под отдельные этапы госконтрактов, привлекать банки и экспертов к приемке работ по ним, обязать заказчиков обосновывать нарушение поставщиком обязательств и автоматически уменьшать объем гарантий пропорционально выполненным работам. По 1,55 млн рублей ВТБ готов заплатить за судебный порядок взыскания неустоек и ужесточение требований к заказчикам (обязать их продлевать контракт в случае срыва срока по их вине) и принципалам (при ненадлежащем соблюдении ими обязательств ВТБ хочет получить право привлечения альтернативного поставщика и гарантию уступки принципалом прав по контракту гаранту).

Предложенные поправки выгодны банкам и крупным электронным торговым площадкам, работающим в этой сфере, и в том числе оператору закупок по 44-ФЗ «Росэлторгу», совладельцем которого является ВТБ, говорят специалисты по закупкам. Напомним, Минфин планирует до 1 октября отобрать восемь таких ЭТП и сосредоточить на них как госзакупки, так и закупки госкомпаний у малого бизнеса, а изменения законодательства заметно расширят возможности кредитных организаций вмешиваться в процесс исполнения контрактов. В Минфине предложения банка вчера не комментировали. В пресс-службе ВТБ сообщили что «ВТБ активно участвует в совершенствовании законодательства в сфере госзакупок с применением банковских гарантий, привлекая к данной работе экспертов, имеющих опыт в этом вопросе», а «совместные усилия» направлены на устранение правоприменительных проблем и внедрение гибких механизмов обеспечения обязательств поставщиков и исполнителей по госконтрактам. На вопрос, чем обусловлен выбор ЕПАМ как единственного поставщика услуг, в ВТБ не ответили, в ЕПАМ от комментариев отказались.

«Заключение официального договора на осуществление, по сути, лоббистской деятельности силами одной из крупнейших адвокатских структур не вызывает ни удивления, ни протеста — это первый пример белого транспарентного лоббизма»,— считает управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай. Обеспокоенность банка регулированием использования независимых гарантий, по его словам, понятна — судебная практика ВС демонстрирует, что «в этом секторе много проблем и тонких мест». Понятно и то, что поправки направлены на улучшение положения банков: любой лоббист отстаивает свои интересы, говорит эксперт, отмечая, что только клиент и адвокат вправе определять цену услуги, «особенно такой уникальной и нетривиальной». Смущает эксперта закупка таких услуг у единственного поставщика, но специалисты по закупкам констатируют, что обычно лоббистскую работу крупные госбанки ведут и вовсе собственными силами. Так, в Сбербанке соответствующее GR-направление возглавляет вице-президент банка Анна Попова — в прошлом заместитель главы Минэкономики и заместитель главы аппарата правительства.

Идею ВТБ об автоматическом уменьшении объема гарантий уже обсуждал президентский Совет по кодификации гражданского законодательства, отметив риски злоупотреблений при ее реализации. Риски есть и в других предложениях – так, вместо регрессного требования к подрядчику банк предлагает условия, кабальные для последнего, если гарантия исполнена: банк заберет оплату по контракту, даже если подрядчик выполнил все работы, и это дополнительный механизм вхождения госбанков в госконтракты, отмечают участники рынка. Негативную реакцию, по словам экспертов, может вызвать раскрытие «гонорара успеха» за принятие поправок — формально они не должны быть результатом лоббистских усилий.

Узаконивание лоббизма власти активно обсуждают с начала прошлого десятилетия. Еще в 2003 году Госдума отклонила проект закона «О лоббистской деятельности», внесенный Ириной Хакамадой, Борисом Немцовым и Борисом Надеждиным. О том, что «дикий» лоббизм пора выводить из тени, узаконить и определить границы его действия, заявлял в 2012 году министр юстиции Александр Коновалов, чье ведомство, в частности, занимается нормативным регулированием борьбы с коррупцией. В 2013 году в Госдуму был внесен шестой по счету проект закона о лоббизме — «О порядке продвижения интересов коммерческих организаций в органах госвласти», но также был отклонен.

Практический же смысл нынешней сделки остается до конца неясным — лоббистские возможности Андрея Костина  позволяют ему решать подобного рода проблемы и самостоятельно. Разговоры о лоббизме больше напоминают формальный повод, которым можно объяснить передачу денег банком адвокатской конторе. Таким образом недавно структуры зятя министра иностранных дел Сергея Лаврова Александра Винокурова недавно получили от ВТБ кредит на покупку доли Внешторгбанка в торговой сети «Магнит».

 

Больше новостей

Заметили ошибку или опечатку? Материал нуждается в исправлении? Будем рады Вашей помощи! Пишите на на адрес [email protected].