Уровень доступности финансовых услуг в Чечне намерены довести до среднероссийского
Малонаселенные и отдаленные районы Чеченской Республики практически не охвачены банковскими отделениями и платежной инфраструктурой. Финансовая жизнь жителей этих районов в основном сосредоточена в местном магазине со смешанным ассортиментом товаров. «Дорожная карта» по повышению доступности финансовых услуг и увеличению доли безналичных платежей на территории Чеченской Республики призвана решить в том числе и эту проблему. О том, как будет реализовываться «дорожная карта» рассказал управляющий Отделением-Национальным банком по Чеченской Республике Южного ГУ Банка России Иса Тамаев.
— Иса Хамидович, уровень доступности финансовых услуг неравномерен по регионам. С чем это связано и насколько это актуально для Чеченской Республики?
— Да, действительно, устранение диспропорции в доступности финансовых услуг в разных регионах страны — одна из приоритетных задач, решением которой занимается Банк России.
Объекты платежной инфраструктуры в Чеченской Республике также распределены неравномерно. Они преимущественно сосредоточены в Грозном, где на тысячу жителей приходится примерно 3 таких устройства. Низкий уровень доступности платежных услуг, а также дефицит устройств по приему банковских карт наиболее остро прослеживается в муниципальных образованиях, где этот показатель не достигает одной единицы на тысячу жителей. В среднем в республике на тысячу жителей приходится 1,6 банкомата и электронного терминала для оплаты товаров и услуг.
Значительное влияние на обеспеченность населения платежной инфраструктурой оказывает уровень развития экономики региона, в частности, количество предприятий розничной торговли, размещение туристско-рекреационных ресурсов, наличие соответствующей туристской инфраструктуры.
Чтобы оценить текущее состояние предоставления финансовых услуг в регионе, Отделение Банка России по Чеченской Республике готовит региональную тепловую карту. Она позволит визуально оценить физическую доступность банковских услуг, в частности, подразделений банков и микрофинансовых организаций, автоматических устройств c функциями приема и (или) выдачи наличных денежных средств, POS-терминалов в разрезе населенных пунктов.
На основании этих точечных данных будет решаться вопрос преодоления существующих проблем в каждом конкретном районе. В первую очередь будет акцентировано внимание на ликвидации так называемых «красных» зон – этим цветом обозначены территории, жителям которых финансовые услуги практически недоступны.
— Каким образом планируется ликвидировать «красные зоны» на региональной тепловой карте?
— Для того чтобы каждый житель Чеченской Республики, независимо от его удаленности от столицы, мог получить равный набор финансовых услуг, необходима слаженная работа всех ответственных за реализацию «дорожной карты», подписанной в Краснодаре мной и заместителем Председателя Правительства Чеченской Республики — министром финансов Чеченской Республики Султаном Тагаевым.
Отделением Банка России по Чеченской Республике создана рабочая группа, в которую вошли наши сотрудники, представители Правительства Чеченской Республики, подразделений банков, страховых компаний, МФО, операторов связи, администраций муниципальных районов и городских округов. Наша общая задача — довести уровень доступности финансовых услуг в регионе до среднероссийского.
Для реализации «дорожной карты» предстоит еще провести социологические исследования для получения информации о состоянии доступности и удовлетворенности населения и предпринимателей работой финансовых организаций. Также необходимо определить малонаселенные пункты, где не предоставляется (или предоставляется в неполном объеме) базовый набор финансовых услуг и отсутствует доступ к сети Интернет, позволяющий получать финансовые услуги дистанционным способом.
С этой целью планируется наладить взаимодействие с провайдерами доступа в сеть Интернет.
Источник: «Чечня Сегодня»