Лицо стагнации: заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков у российского станка?

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков превратил свою работу в обслуживание личных интересов, и не только своих. Молодой замминистра отвечает буквально за всё в министерстве, в то же время не неся никакой персональной ответственности за свои действия.
За каждым порочным министром в России стоят ещё и заместители. И среди них обязательно найдётся такой, который будет способен посоревноваться в порочности со своим руководителем. Иногда степенью вовлеченности в процессы «осваивания» бюджетов, а иногда выступая в роли проводника для прикормленных олигархов в мир бюджета.

В министерстве промышленности и торговли России есть свой такой заместитель, его зовут Василий Сергеевич Осьмаков. Прежде, чем начать работать заместителем у министра, работал его помощником. Некогда искать суть различий, стоит сразу заговорить о том, чем именно Осьмаков занимается при Денисе Валентиновиче Мантурове (ИНН: 770300358016).
Денис Мантуров
В промышленности Осьмаков, если верить данным с сайта министерства, отвечает буквально за всё. Всевозможные передовые технологии, диверсификации производства и импортозамещение – всё взвалили на молодого, 1983 года рождения, замминистра.
Несмотря на то, что никто доселе не обращал на Василия Осьмакова пристального внимания, оказалось, что для промышленности, особенно в части масштабных выделений бюджетных денег в стагнирующие (а то и деградирующие) проекты замминистра – первый человек. Среди всех многочисленных направлений, вверенных заместителю Мантурова, мы выделили два наиболее ярких, таких, в которых хвалёное импортозамещение водит хороводы вокруг миллиардных бюджетов, но так и не наступает.
Опять же информация с сайта министерства – Осьмаков главный в департаменте станкостроения. Запомните это
Другое не менее важное примечание: тот же Сергей Осьмаков является сопредседателем рабочей группы «Технет» – это такая очередная полезная инициатива в мире российских технологий.
Тем, кто не знаком с ситуацией, сложно даже представить насколько кривой получилась эта высокотехнологическая и испортозамещающая машина, и сколько в ней перепуталось интересантов на бюджетные деньги. Именно об этом мы расскажем по порядку.
Деньги на «Стан»: почему станкостроение осталось в мёртвой точке
Прежде всего с именем Василия Осьмакова связано то, что касается бурно растущего российского станкостроения. Ближе к 2010 году российские власти неожиданно вспомнили, что в стране когда-то, ещё в Советские времена, строили отличные промышленные станки, а теперь уже не строят. То, что есть, страшно устарело морально и уже никто не покупает, а оставшаяся промышленность еле как выезжает на импортных станках.
Вот тут и родилась инициатива собрать всё, что в России осталось от станкостроения, по возможности объединить, и сделать современным и инновационным. Василий Осьмаков то и дело предоставляет информацию о том, как всё будет развиваться в течение ближайшего десятка лет (добрая традиция, давать прогнозы на период, в который чиновник успевает уйти).
Процесс пошёл: ещё в 2013 году началась консолидация вокруг проекта «Станкостроение», стали возникать станочные бренды, а кульминацией всего стало рождение холдинга «Стан», объединившего многих производителей вокруг Стерлитамакского станкостроительного завода. Хочется уже порадоваться за отечественную промышленность, но рано – имеется подводный камень. Даже валун.
«Стан» быстренько поглотил различные станкостроительные производства из столицы и центральных регионов России, всё стало до ужаса консолидировано, разумеется, получило деньги:

… но станкостроение в России от этого не преуспело и не выиграло. Счёт высокотехнологичных станков в промышленных масштабах можно назвать ничтожным (в 2016 году выпущено 250 автоматизированных станков – Андрей Костенко, замдиректор «Балт-Систем»), порядка 20% комплектующих, по признанию собственников холдинга, остаются имортными, что влияет на цену продукции, а основные заказчики и вовсе – друзья и товарищи инвесторов «Стана». Но об этом по порядку.
Каждый год правительство наращивает финансирование, и количество станков с ЧПУ вроде как возрастает, но производство всё равно остаётся штучным. Прогнозы скачут выше головы – за несколько лет объем импорта в станках хотят догнать до 58%, в то время как сейчас этот показатель в районе 80%…
Лучше всех о происходящем в отрасли так или иначе рассказывают те, кто в ней работает. Представители промышленности, в том числе оборонной, говорят об упадочности заводов в Рязани, о стагнации на предприятии в Иваново – а всё это дочерние предприятия того самого «Стана». На заводах так же не радужно: хоть инвестор и появился, работы не прибавилось. Люди приходят на предприятие, чтобы собрать 1-2 станка… в год. Работы нет.
Пугает и то, что «Стан» — основной поставщик для судостроения и оборонной промышленности. А иначе и быть не может в условиях, когда всё станкостроение закольцевали на одном предприятии, которое получает все возможные дотации, поддержку и помощь государства.
Для заводов, которые пытаются производить оборудование, нет ни поддержки, ни заказов – возможность лишь закредитоваться под высокий процент, который не даст работать. Всё, что остаётся таким производителям – пытаться примкнуть к консолидированной структуре. По-простому, войти в «Стан», и прекратить активную работу вместе с загибающимися заводами холдинга…
До боли знакомые инвесторы
Чтобы понять, в чём беда станкостроения в России, и почему Василий Осьмаков усиленно доказывает всем вокруг успешность «Стана», нужно обратить внимание на конечных бенефициаров.

Дело в том, что «Стан» принадлежит ООО «Инвескон», собственником которого, в свою очередь, является Сергей Георгиевич Недорослев (ИНН: 770401949600).
Недорослев – преуспевающий российский инвестор, и чтобы войти в станкостроение, он продал акции многих предприятий, которыми владел. И уже тут настигает понимание проблемы: ведь продавал Недорослев свои акции «Росвертола», «дочки» «Вертолётов России», той самой, где работает Анатолий Сердюков… Вообще, у Сергея Недорослева много влиятельных друзей в правительстве, например ему близок Дмитрий Рогозин (Роскосмос), Денис Мантуров, заместитель председателя правительства Сергей Приходько, охотно посещающий стенды «Стана» на промышленных форумах.
Такая близость большого числа чиновников, не отличившихся позитивом, не сказалась позитивно и на станкостроении. Мы уже упомянули промышленные форумы и выставки: «Стан» и впрямь выставляет свою продукцию, причем выставляет с размахом, и заключает прямо на месте «жирные» контракты. Правда вот заключаются они обычно с всё теми же «Вертолётами России», «Объединённой авиастроительной корпорацией» и прочими «друзьями». Прогрессивные станки за пределы круга не выходят.
На заводах всё больше задаются вопросом, чем именно занят «Стан». Где-то холдинг выкупает один крошечный цех, и что там делает, пока остальной завод работает сам по себе – неясно. На Ивановском ИЗТС в 2016 году и вовсе «инвесторы» Недорослева сломали замок и вывезли весь завод четырьмя фурами.
И это не говоря о том, что «Инвеском» на свои станкостроительные нужды получает долгосрочные кредиты по программам поддержки – почти 70% всех средств на отрасль (больше 2,2 миллиардов рублей) получает именно «Стан». «Балтийская промышленная компания», которая производит и развивает станки не понарошку, так и не получила ничего, хотя подавала заявки на поддержку.
Журналисты не раз и не два пеняли Недорослеву на его знакомство с высокопоставленными чиновниками и Денисом Мантуровым, на что инвестор говорил, что он и не скрывает дружбы ни с Рогозиным, ни с главой минпромторга. Более того, он намекнул, что больше помощи получает от «президента России и главы правительства», обозначив, что крыша находится ещё выше.

«Технет» Василия Осмакова как пропуск в бюджеты

Другая интереснейшая инициатива в руках Василия Осьмакова – это «Технет». Полное название – «Национальная технологическая инициатива», и, судя по всему, проект являет собой очередную «пустышку», перекачанную бюджетными деньгами под благие дела.
Фамилии идейных предпринимателей, которые стремятся технологизировать бизнес-процессы, нам уже знакомы. Например, здесь присутствует «Р-Фарм» Алексея Репика (ИНН: 773105726303), который вместе с Игорем Каргаманяном, директором департамента здравоохранения Ярославской области, готовил проект HealthNet. Это должно было стать некой системой сбора анализа данных о состоянии здоровья россиян. Но все мы помним, что Репик – монополист в фармацевтике на короткой ноге с главой ФАС Игорем Артемьевым, и что позитивное можно произвести с таким бэкграундом – неясно. Впрочем, ничего и не произвели. Кто-нибудь слышал про этот HealthNet?
И такого там навалом. Например, есть Сергей Владимирович Генералов (ИНН: 771300492510), глава ООО «Промышленные инвесторы». Вместе с «Технетом» они делают некий MariNet – проект, связанный с координацией судов на основе общепланетарной платформы. Программа уже получила 1 миллиард рублей субсидий. Это интересно, правда вот делают программу совместно с компанией «Транзас» и группой FESCO.

Про FESCO задержанного и арестованного Зиявудина Магомедова мы ничего не говорим, комментарии излишни. А вот Транзас имеет интересантов далеко за пределами России – в Великобритании.
«Трназас Марин Лимитед» — компания, расположенная в Ирландии
Миллиард рублей лампово поделили между собой ирландцы и компания Магомедова, не говоря уже о том, что речь идёт о навигации для российских судов, что само по себе важно стратегически.


Всё тому же Генералову через ту же ООО «Промышленные инвесторы» принадлежат многочисленные «дочки», которые получают транши от Минпромторга. Взять хотя бы ООО КБМЭ «Вектор», поставившей минпромторгу нечто на 75 миллионов рублей.

Кто не знает, в России чуть ли не за правило взято называть компании-«ширмы» словом «Вектор». Юрлиц с таким названием в стране больше, чем с любым другим.

И это лишь несколько примеров того, как технично «Технет» во главе с Осьмаковым пускает бизнесменов осваивать деньги. Недорослева на станки, Репика – на лекарства, Генералова и Магомедовым – на морскую навигацию. Технологии нужны всем, и осваивать там можно просто бесконечно. Главное не забыть отчитаться о растущем импортозамещении, даже если единично выпущенные станки опять купили «Вертолёты России», а навигацию собрали в Ирландии.

Больше новостей

Заметили ошибку или опечатку? Материал нуждается в исправлении? Будем рады Вашей помощи! Пишите на на адрес [email protected].