Как ИКЕА борется с коррупцией в России и становится ее частью

Выходя на российский рынок, компания ИКЕА провозгласила о своём непримиримом отношении к коррупции, заявила, что всегда будет работать в строгом соответствии с законом, что никогда не будет платить взяток. А что если это был просто просчитанный PR-ход по снижению инвестиционных затрат при входе на непростой российский рынок? А так ли неукоснительно ИКЕА соблюдает законы Российской Федерации?

Мы привыкли называть коррупцией исключительно взятки государственным служащим. А может ли присутствовать коррупция в действиях коммерческой организации?

Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться с самим термином «коррупция». Международная информационная интернет-энциклопедия «Википедия» дает следующее определение коррупции: «Коррупция — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам».

А может ли ИКЕА в России использовать свои властные полномочия, доверенные ей права и свой авторитет в целях личной выгоды, противоречащей законодательству и моральным установкам, т.е., исходя из определения термина «коррупция», использовать коррупционные методы в своем бизнесе?

Для ответа на этот вопрос предлагаю рассмотреть следующую совокупность фактов.

1. ИКЕА, создала бюрократическую систему, которая затрудняет Покупателям процесс юридического предъявления претензионных требований. Не каждый Потребитель сможет пройти все этапы претензионной работы с ИКЕА и при необходимости довести дело до суда:

Сведения об ООО «ИКЕА ДОМ» — юридическом продавце всех товаров и услуг ИКЕА отсутствуют на официальном сайте www.ikea.ru.

Проблема возникает и при определении будущего надлежащего Ответчика. В чеках ИКЕА указывается, что Продавцом товаров является ООО «ИКЕА ДОМ», 141400, Московская область, г. Химки, микрорайон ИКЕА, строение 1, однако там же указано «фирменное наименование и адрес организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от покупателей: ООО «ИКЕА ТОРГ», 141400, Московская область, г. Химки, микрорайон ИКЕА, строение 1». К кому же в итоге предъявлять претензии потребителям?

В чеках магазина ИКЕА Парнас в Санкт-Петербурге долгое время вообще не указывалось никакого юридического лица, просто безлично стояло три буквы — «ООО»:

Сотрудники ИКЕА не предлагают Покупателям при обращении о замене некачественных товаров оформлять письменные заявление на имя руководства ООО «ИКЕА ДОМ». А нет письменного заявления – нет обязательства платить неустойку в соответствии со статьей 23 Закона «О защите прав потребителей», чем ИКЕА и пользуется.

Руководство ИКЕА принципиально не подписывает официальные документы. Например, правоустанавливающие и важные финансовые документы, направляемые Потребителям, подписываются менеджерами отделов сервиса. Доверенности на подписание таких документов сотрудники ИКЕА предоставлять отказываются. Письма оформляются без указания реквизитов юридического лица, не регистрируются в журнале учета и не имеют необходимых исходящих номеров. С юридической точки зрения такие документы ничтожны, а следовательно, ничтожна и ответственность, которую несёт ИКЕА в суде.

ИКЕА отправляет ответы на претензионные заявления покупателей не заказными письмами, а просто в конверте Почтой России. Если письмо до потребителя не доходит, то сотрудники ИКЕА заявляют, что это не их вина, и они не несут никакой ответственности за задержку в решении вопроса.

2. ИКЕА не соблюдает собственную гарантию. При продаже товаров заявляются сроки гарантии, в несколько раз превышающие сроки конкурентов, однако, когда Потребитель обращается за заменой некачественных товаров, их может просто не оказаться в наличии, так как они сняты с производства. Например, долгие годы компания ИКЕА продавала Покупателям кухонную систему ФАКТУМ, предоставляя лучшую на ритейл рынке России 25-летнюю гарантию. В 2014 году компания прекратила производство данных кухонных систем. Прошло всего три года, но уже сегодня компания ИКЕА не может выполнить условия 25-летней гарантии и заменить некачественные детали кухонь ФАКТУМ. ИКЕА поменяла размерный ряд шкафчиков и сегодня не может предложить замену некачественных товаров. В случае претензионных обращений сотрудники ИКЕА направляют Покупателей по полному кругу своей бюрократической системы. Необходимо иметь очень крепкие нервы и сильные юридические навыки, чтобы отстоять свои права, когда тебе противостоит мощнейшая юридическая машина ИКЕА. «Счастливчикам», которым удалось пройти эти круги бюрократического ада, ИКЕА обещает заменить кухню целиком, но таких мало, так как многие сдаются, не выдержав. Вот такие комментарии вы можете найти в официальной группе Вконтакте ИКЕА в России:

А вот и официальные ответы ИКЕА:

Сравните данные ответы с первоначальными лозунгами и обещаниями ИКЕА:

Выдержка из «Условий гарантии ИКЕА на кухни Фактум»©: «Кухня – БЕСПЛАТНО 25 лет гарантии. Домашние будни требуют от кухни много и поэтому мы тщательно проверяем наши кухни и гарантируем, что они смогут выдержать тяжелые нагрузки. Высокие температуры и ежедневное использование. Мы предлагаем 25-летнюю гарантию, применимую в случаях обнаружения дефектов материала или производственного брака для кухонных систем ФАКТУМ. Дверцы кухонных шкафов и фронтальные панели также готовы выдержать любые испытания. Тестируя их качество, мы заливаем их водой, покрываем жиром и оставляем на 24 часа. По истечению 23 часов тестирования мы добавляем алкоголь и кофе, и оставляем покрытые этой смесью дверцы еще на час. Затем мы слегка протираем дверцы бумажными салфетками и оставляем их еще на 24 часа. И только после этого тщательно очищаем поверхность. На этом испытания не заканчиваются! Мы проверяем торцевые части дверцы и панелей на устойчивость к высоким температурам – до 85 °С, воздействию (в течении часа) и пара при температуре 50-60 °С. Только после этого мы готовы подтвердить качество дверец и фронтальных панелей и их готовность к любым испытаниям, которые ждут их на кухне».©

Приведенные в данном письме факты получены в процессе сбора доказательств для судебного рассмотрения моей претензии к ООО «ИКЕА ДОМ» в суде. Соответственно, юридическая оценка указанным фактам должна быть дана судом.

Со своей стороны я считаю, что описанные действия ИКЕА нарушают общественные моральные установки, лозунги о кристальной честности шведской компании зачастую расходятся с делом и всё это делается в целях личной выгоды ИКЕА.

Стоит ли это называть коррупцией – это уже индивидуальное решение каждого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *