Кто решил испортить праздник Владимиру Евтушенкову на мосту через Обь?

В Новосибирске ждут решения вопроса о выделении средств от системы «Платон» на строительство четвертого моста через Обь. Губернатор области надеется, что этот проект достанется АО «Сибмост». Региональный министр транспорта Сергей Титов, который продвигал этот проект и подготовил максимально выгодное для инвестора концессионное соглашение, уже покинул свой пост и стал президентом «Сибмоста». А сама компания перешла в руки структур, подконтрольных олигарху Владимиру Евтушенкову. Но конкуренты нанесли серьезный удар: арестован зять Титова Александр Сахаров – госслужащий, укравший «платоновские» деньги. Кто решил испортить праздник Евтушенкову?

25 марта судья Куйбышевского районного суда Омска Аркадий Коба удовлетворил ходатайство следствия и принял решение арестовать на два месяца Александра Сахарова, директора регионального филиала Федерального управления автомобильных дорог «Сибирь» (ФКУ «Сибуправтодор»). 32-летний чиновник был задержан по подозрению в хищении бюджетных средств. В его отношении было возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой или в особо крупном размере).

По версии следствия, Сахаров совершил преступление в 2015 году, когда являлся заместителем по правовым вопросам директора управления дорожного хозяйства Омской области. Он ввел в заблуждение руководителя государственного предприятия «Омскавтодор» Сергея Павлюка, убедив его, что необходимо заключить договор субподряда на проведение дорожных работ с владельцем ООО «Универсал-Строй-Сервис» Дмитрием Файзулиным. Впоследствии Сахаров похитил часть средств, перечисленных по заключенным контрактам. Чиновнику инкриминируют хищение свыше 2 млн рублей из 63,4 млн, выделенных на реконструкцию участка федеральной магистрали от аула Тулумбай до автодороги Сосновка-Поповка в Азовском районе. Эти деньги были «отмыты» при помощи чиновников районной администрации и еще одной строительной компании. А на дорожном полотне федеральной трассы строителям пришлось сэкономить.

На заседании суда адвокаты обвиняемого ходатайствовали отпустить его под залог в 2 млн рублей. Они пытались убедить судью, что Сахаров должен остаться на свободе, поскольку у него на иждивении находятся двое малолетних детей и неработающая супруга. Отец чиновника предложил залог в 4 млн – сумма, в два раза превышающая инкриминируемый ущерб. Однако судья счел уместным отправить Сахарова в СИЗО.

Сахаров

Директор омского филиала ФКУ «Сибуправтодор» Александр Сахаров

Основанием для возбуждения уголовного дела послужили материалы проверки регионального управления ФСБ. В апреле прошлого года жительница Омска Екатерина Черненко во время прямой линии с президентом РФ пожаловалась, что омские дороги находятся в ужасном состоянии. После этого разговора Владимир Путин распорядился привести их в порядок к 300-летию Омска, которое отмечалось в августе прошлого года. Омской области была выделена беспрецедентная сумма из федерального бюджета. В результате региональный дорожный фонд составил рекордные 7,7 млрд рублей – это в полтора раза больше, чем в предыдущие годы. Когда возникли подозрения, что далеко не все федеральные средства были потрачены по назначению, ФСБ и начала проверку. В результате было выявлено преступление Сахарова.

В поле зрения правоохранительных органов этот чиновник попадает впервые, но у омской общественности его деятельность давно вызывала вопросы. В частности, в должности заместителя директора управления дорожного хозяйства Омской области, Александр Сахаров оказался замешан в крупном скандале с распределением заказов «своим» людям. В 2014 году директор «Сибирской нерудной компании» Александр Зиновьев обратился в прокуратуру Омска и Омской области с заявлением на Сахарова и заместителя директора по строительству, ремонту, эксплуатации автодорог этого учреждения Александра Васильева. Как выяснилось, компания Зиновьева приняла участие в аукционе на поставку песка и щебня для нужд дорожных ремонтно-строительных управлений Омской области. После этого бизнесмену настоятельно посоветовали отказаться от участия, поскольку аукцион «готовится» под конкретную компанию – ОАО «Омская топливная компания». Зиновьев не испугался угроз, победил на аукционе и заключил контракт. Однако выполнить его оказалось не так-то просто. Многие грузополучатели отказались впускать самосвалы с песком и щебнем на свою территорию, а директора предприятий отказывались подписывать документы о получении груза. Как удалось выяснить Зиновьеву, так они выполняли прямые указания Сахарова и Васильева, пригрозивших им увольнением за сотрудничество с неугодным поставщиком. Этот саботаж помог управлению дорожного хозяйства Омской области в одностороннем порядке расторгнуть контракт с «Сибирской нерудной компанией». Арбитражный суд, куда Зиновьев обратился с иском, принял сторону истца, поскольку не увидел причин для расторжения контракта. Однако отказал компании в возмещении убытков. После того, как история попала в СМИ, у общественности возникло много вопросов к работе Сахарова.

Благополучно строить карьеру в Омске и, возможно, избегать вопросов силовиков Александру Сахарову помогали родственные связи: его жена Юлия – дочь бывшего министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергея Титова, занимавшего этот пост с 2013 года по март 2017 года.

Титов

Бывший региональный министр транспорта Сергей Титов

Пристроить зятя в омский филиал «Сибуправтодора» Титову было несложно. Эту государственную компанию возглавляет Дмитрий Тулеев, сын бессменного кемеровского губернатора Амана Тулеева. С 2004 по 2010 год Титов работал его заместителем, и отношения с бывшим шефом сохранил отличные.

С назначением зятя на ключевой с финансовой точки зрения пост главы омского филиала «Сибуправтодора» была только одна проблема – у него уже имелся руководитель, Иосиф Дроботенко. По словам инсайдеров «Преступной России» в местной администрации, избавиться от него Дмитрий Тулеев предложил Сергею Титову самостоятельно. Для решения этой задачи бывший министр обратился за помощью к влиятельному другу – Андрею Новоселову, занимавшего на тот момент пост заместителя председателя правительства Хакасии.

Тулеев

Глава «Сибуправтодора» Дмитрий Тулеев

В 2015 году Новоселову только прочили тот пост, который он занимает сейчас – первого заместителя председателя правительства Омской области. Однако он уже планировал вернуться в родной Омск и постепенно прибирал к рукам доходную региональную дорожную отрасль. В качества гаранта прочности контроля над ней он использовал собственного сына. Новым руководителем омской государственной компании «Управление дорожного хозяйства» был назначен депутат алтайского Законодательного собрания Валерий Никитюк – его кандидатуру предложил и лоббировал Сергей Титов. Своим заместителем по общим вопросам Никитюк сразу же сделал Романа Новоселова, сына будущего первого заместителя председателя правительства. Сейчас «Управление дорожного хозяйства» возглавляет новый руководитель, Евгений Чибисов, но Роман Новоселов по-прежнему остается замом по общим вопросам, хотя, по словам источника, лишь эпизодически появляется на работе.

Новоселов

Первый зампредправительства Омской области Андрей Новоселов 

Когда в 2015 году Титов обратился к Новоселову с просьбой о помощи, он использовал свои связи в местной администрации и выдавил с места директора омского «Сибуправтодора» Дроботенко. Публично Дроботенко заявил, что покинул пост руководителя отделения этой федеральной структуры из-за того, что планировал выдвинуть свою кандидатуру на пост губернатора Омской области. Однако у источника другая версия: лишь длительные больничные помогали Дроботенко сохранять работу под давлением друзей Новоселова. Директора отправили на заслуженный отдых сразу же, как только он достиг пенсионного возраста. Вся операция заняла несколько месяцев: уже в августе 2015 года в освободившееся кресло благополучно сел зять Титова.

По мнению источников «Преступной России», в СИЗО Александр Сахаров отправился также из-за влиятельного тестя. Таким образом заинтересованные структуры пытаются повлиять на ситуацию с выделением денег из системы «Платон» и исход конкурса по строительству четвертого моста через Обь в Новосибирске. Этот проект изначально «заточен» под Титова, выступившего на посту министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области в роли главного идеолога строительства четвертого моста в ущерб проекту Восточного обхода Новосибирска. Для его возведения Титов предложил использовать схему государственно-частного партнерства. Предполагается, что часть необходимых денег поступит из федерального бюджета за счет средств, полученных от реализации государственной системы «Платон». А для будущего частного инвестора под руководством министра транспорта была подготовлена беспрецедентно выгодная финансово-экономического модель концессионного соглашения. Узнав его условия, члены комиссии по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Законодательного собрания Новосибирской области выступили с резкой критикой документа. Он гарантирует концессионеру доход в размере 91,6 млрд рублей от строительства и последующей эксплуатации четвертого моста на платной основе. А поскольку все риски по недополучению дохода возложены не на концессионера, а на бюджет, областная казна может лишиться десятков миллиардов рублей.

Когда условия подготовленного Титовым соглашения стали известны новосибирцам, разразился громкий скандал. Дошло до того, что новосибирцы предложили провести референдум и выяснить, так ли уж нужен городу еще один мост. Чтобы успокоить парламентариев и жителей региона, губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий вынужден был публично признать, что при подготовке соглашения были допущены серьезные ошибки. Сумму гарантированного дохода пообещали уменьшить до 49 млрд рублей. Но в марте выяснилось, что документация так и не была изменена, гарантированный доход не уменьшен. Возмущенные депутаты потребовали от Городецкого наказать виновных министров. Однако губернатор заявил, что не находит для этого оснований: «Я не вижу каких-то моментов коррупции».

Городецкий

Губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий

В феврале этого года глава региона публично объявил: он надеется, что именно «Сибмост» получит в ближайшее время грант на строительство четвертого моста через Обь. Вся предварительная работа, чтобы доход от строительства достался тому, кому нужно, на тот момент уже была проведена. В начале года контрольный пакет акций АО «Сибмост» был продан консорциуму, в котором ведущую роль играет холдинг АФК «Система», чей контрольный пакет принадлежит олигарху Владимиру Евтушенкову.

Оставалось гарантировать доход от строительства нового моста региональным чиновникам. Поэтому 9 марта 2017 года Сергей Титов покинул пост министра транспорта, написав заявление об увольнении по собственному желанию. И уже на следующий день новые собственники избрали его президентом АО «Сибмост». В общем, и Городецкий, и Титов, и Евтушенков сделали все, чтобы победителем в конкуре на строительство четвертого моста стал именно «Сибмост».

Вопрос о выделении денег «Платона» на строительство четвертого моста будет решен в ближайшие дни. И арест находящегося на государственной службе зятя Титова в этой ситуации серьезно сказывается на общей ситуации вокруг выделения гранта. Тем более что Сахарова обвиняют в хищении денег при строительстве дорог, средства на которые были выделены из доходов того же «Платона». Очевидно, что совпадение по времени ареста Сахарова и новосибирской заявки на «платоновские» деньги явно не случайность.

Кто именно нанес такой удар по Титову и «Сибмосту», остается только догадываться. Прошлым летом заявки на строительство четвертого моста подавали три компании – ООО «Северо-Восточная магистраль», ООО «Новосибирская концессионная компания» и ООО «Сибирская концессионная компания». За последней на тот момент стоял «Сибмост» – в декабре прошлого года он вышел из состава учредителей этой компании. Контрольный пакет акций перешел к структурам, связанным с руководством Мосэнерго, совет директоров которого возглавляет олигарх Игорь Ротенберг. Именно он стоит в качестве концессионера за все системой «Платон».

Игорь Ротенберг

Олигарх Игорь Ротенберг

За «Новосибирской концессионной компанией» стоял ВТБ, который проявил интерес к этому проекту еще в 2014 году. Учредителями «Северо-Восточной магистрали» стали ООО «Инфраструктурные инвестиции-2» (основано Российским фондом прямых инвестиций, который правительство РФ вывело в суверенную структуру из Внешэкономбанка), а также ООО «Новое качество дорог» и ОАО «Главная дорога». Две последних компании сформированы УК «Лидер», входящей в группу компаний санкт-петербургского банка «Россия». Совет директоров этого банка возглавляет олигарх Юрий Ковальчук.

Ковальчук

Олигарх Юрий Ковальчук

Среди названных имен, по всей видимости, и надо искать тех, кто не хочет, чтобы Евтушенков заработал на строительстве четвертого моста в Новосибирске и ради этого нанес удар по президенту АО «Сибмост», инициировав арест его зятя.

Сохранить

Сохранить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *