Закулисные схемы башкирских дорожников

Пропажей денег, выделенных «Башкиравтодору» на строительство моста, заинтересовались местные следователи Федеральной службы безопасности.

В советское время был достаточно популярным анекдот про то, как Брежнев приехал в Америку. Президент Картер устроил в его честь застолье с гамбургерами и кока-колой. Довольный генсек спросил под конец мероприятия на какие деньги такое пиршество?

— Мистер Брежнев, видите мост через Потомак?

— Вижу.

— Мы сделали его на один метр уже и на эти деньги устроили банкет.

Довольный Брежнев пригасил Картера в Кремль с ответным визитом. Столы ломились от черной икры, дорогих блюд и напитков. Потрясенный Картер спросил у Брежнева на какие деньги вся эта роскошь?

— Видишь мост через Москву-реку?

— Нет.

— Вот на эти деньги мы и гуляем.

Советского Союза давно уже нет. Но есть в России места, где анекдоты становятся реальностью. Например, в Республике Башкирия. Там умудрились потратить деньги на мост, но моста… нет.

В ноябре 2016-го года был заключен госконтракт на строительство 10 км.автомобильной дороги. На том же участке должен быть построен капитальный мост впоселка Караидель. Стали выделяться деньги — 45 млн. из республиканского бюджета и 178 млн. из федерального бюджета. Но работы, предусмотренные государственным контрактом, оказались не выполнены. По условиям контракта авансирования не предусмотрено. Это значит, что деньги выделяются по факту выполненных работ. Проще говоря, акты о выполненных работах не соответствуют реальности. Моста нет, а деньги уже освоены. Заказчик, в лице Управления дорожного хозяйства Республики, принимает объемы работ и после этого казначейство оплачивает их исполнителю в лице «Башкиравтодора». Но мост есть лишь на бумаге. Активисты провели съемку всего участка с квадрокоптера. Мост не обнаружен. Спиленные деревья и 200-300 метров щебня уложено. Все, что сделано на сегодняшний день.

ФСБ по Республике Башкортостан начала проверки в «Башкиравтодоре», в Управлении дорожного хозяйства Республики, в Комитете по дорожному строительству. Проведены выемки документов. В настоящий момент материалы переданы в Следственный комитет, ожидается возбуждение уголовного дела. Уже имеются три явки с повинной ответственных за строительство. Следствие набирает обороты и похоже, что ситуация, похожая на анекдот, совсем не смешная для всех, кто в ней замешан. Но как случилось так, что дело дошло до такого откровенного надувательства?

Примерно за месяц до истории с мостом в строительной отрасли Башкирии были проведены кадровые перестановки. Ключевые должности заняли люди, близкие к главе РБ. Так, Ильяс Муниров стал вице-премьером, Рим Гилязетдинов был назначен Председателем Государственного комитета республики по транспорту и дорожному хозяйству, ФаатХалитов занял кресло генерального директора «Башкиравтодора». После этого в дорожное строительство были направлены бюджетные деньги. Порядка 223 миллиона рублей получили компании, которые осуществляли строительные работы, поставки запасных частей и т.д. Следователи полагают, что эти компании могут быть аффилированы с чиновниками.

Создается впечатление, что смысл кадровой перетряски состоял в том, чтобы внести изменения в территориальный заказ Республики Башкортостан. Эти изменения в заказ были внесены Ильясом Мунировым и Римом Гилязетдиновым. Только после их подписей в правительстве вносят документы для визирования премьер-министром. Около 3 млрд. рублей в этом году по Республике выделено на так называемые «перепроцентовки», то есть оплату по факту выполненных работ. Показательно, что при годовом обороте в 9 млрд. рублей у «Башкиравтодора», прибыли всего оказалось 10 млн. Новый генеральный директор этой структуры ФаатХалитов изъявил желание купить автомобиль «Лэнд Крузер», который стоит около 7 млн. рублей, но общественность подняла шум и от этой идеи пришлось отказаться. Такая низкая прибыльность как раз может являться следствием тех схем, которые используют в «Башкиравтодоре» при освоении бюджетных средств. Средства, изъятые на «перепроцентовки», нужно чем-то компенсировать, чтобы завершить строительство объектов. Как предполагают эксперты этого рынка, это как раз может делаться за счет прибыли «Башкиравтодора».

Есть и другие «эффективные» способы освоения бюджетных средств. Например, объявляется конкурс, по условиям которого поставку может осуществлять организация, которая готова ждать 180 дней с момента поставки до момента оплаты. На такие условия соглашаются только компании, у которых свои «отношения» с чиновниками. Однако с ней рассчитываются в течение месяца. Кроме того, за то, что рассрочка платежа составляла 180 дней, в договоре фигурирует дефлятор 15%, т.е. премия инфляционная, дополнительно к цене поставщика. Если расчет осуществляется не за полгода, а за месяц, то получается приличная прибыль. Эта практика вызвала возмущение владельцев строительных фирм, которые подали заявление в ФАС и в Антимонопольный комитет. Коэффициент был снижен с 15% до 7%, но схема в целом осталась прежней.

Кроме «бумажного моста» и схем с коэффициентами деньги в республике осваиваются и на строительство, мягко говоря, странных объектов. Например, на платные дороги, которая якобы когда-нибудь окупятся. Вроде как инвестиции в будущее. Такой «инвестицией» позиционирует Ильяс Муниров дорогу «Магнитогорск-Стерлитамак» с платным участком в рамках частно-государственного партнерства. Недавно завершился тендер, в котором участвовали банк ВТБ со своей компанией и «Сбербанк» со своей. Победу одержал «Сбербанк», хотя не обошлось без скандала. Проект намечается интересный. Стоимость дороги оценивается в 12,5 млрд. рублей, из которых 70% будет выделено из бюджета. Окупаемость дороги, которая не будет загружена, весьма сомнительна. Интенсивности движения от Магнитогорска к Стерлитамаку нет, для промышленных нужд она тоже не предмет первой необходимости. Банкам это выгодно, так как они выдают кредиты под гарантии госбюджета. Такие бесполезные траты для дефицитного бюджета РБ довольно обременительны. Но когда есть круг заинтересованных в таких проектах высокопоставленных лиц, то они получают необходимую поддержку.

Сейчас в республике идут следственные действия и многие детали закулисной кухни особенностей дорожного строительства в Башкирии станут известны позже. Поскольку уже есть явки с повинной, документальная доказательная база, а чиновники явно занервничали, то есть основания предполагать, что «дело «Башкиравтодора» приведет к наказанию виновных, и в строительной области Башкирии будет наведен порядок. В период экономического кризиса такое открытое «освоение» денег как история с призрачным мостом чревато не только социальными, но и политическими рисками. В федеральном центре это понимают и, по всей видимости, держат вопрос на контроле.

Больше новостей

Заметили ошибку или опечатку? Материал нуждается в исправлении? Будем рады Вашей помощи! Пишите на на адрес [email protected].