Люди, которые рядом

– Конечно, есть люди, которые восклицают: «Почему вы ухаживаете за теми, у кого есть родственники?». Ну ситуации же бывают разные. Мы и за инвалидами ухаживаем, и за одинокими пенсионерами, и за сиротами. Мы там, где нужна помощь, — заявляет заместитель директора ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Висаитовского района города Грозного Макка Исакова, предвкушая негативные комментарии читателей.

В народе их называют «универсальными солдатами». Коллеги шуточно прозвали их «отрядом быстрого реагирования». Подопечные же считают их «полноценными членами семьи». В этом материале мы расскажем о не скромном труде скромных социальных работников, предпочитающих оставаться в тени. 

По дому помогут, в больницу отведут и выслушают

В системе Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики функционирует 18 комплексных центров социального обслуживания населения. В 2022 году обслуживание в данных центрах прошли более двадцати шести тысяч человек из разных категорий граждан: вдовы участников ВОВ, труженики тыла, участники боевых действий, одинокие престарелые люди, инвалиды, сироты и остро нуждающиеся. 

Будучи на попечении КЦСОН, они получают различные виды социальных услуг, в том числе: социально- медицинские; социально-трудовые; социально-педагогические; срочные социальные; правовые и психологическую помощь. 

По словам заместителя директора ГБУ «КЦСОН» Висаитовского района Грозного Макки Исаковой, социальные работники в республике нужны, так как есть много людей, оставшихся без попечительства родных.

– В таком случае социальные работники – единственные люди, которые бывают рядом. Они оказывают самую различную помощь по дому, готовят кушать, помогают съездить куда-то, отвозят подопечных к врачу. Даже если не нужна помощь, люди все равно ждут наших работников, чтобы просто поговорить. Выслушать этих людей и понять их ситуацию – это тоже наша работа. В сфере своей деятельности социальные работники уже являются и психологами. Мы можем в трудную минуту подсказать и помочь. Нас даже сотрудники префектуры в шутку прозвали «отрядом быстрого реагирования». 

Каждый соцработник понимает, какая ответственность на нем лежит. Поэтому в сферу данной деятельности зачастую привлекают людей, любящих общение и искренне желающих помогать другим. Макка Исакова отмечает, что социальным работникам необходимо уметь оказывать первую медицинскую помощь, брать на себя ответственность в принятии сложных решений и быть хорошим психологом. 

– Также нужно обладать такими качествами, как порядочность, тактичность и иметь хорошие организаторские и лидерские способности. Без этого никак. Если к нам пришли люди, которые нуждаются в помощи социального работника, мы непременно должны откликнуться, исследовать жилищные условия и оказать помощь. Предоставить социального работника могут как на постоянной основе, так и временно. Например, в семье заболел, куда-то уехал или потерял работу кормилец. Они могут рассчитывать на нашу помощь. Не обязательно человек должен быть одиноким. Есть множество случаев, когда при родственниках люди находятся в трудной жизненной ситуации.

В КЦСОН Висаитовского района на данный момент числится 155 социальных работников и 10 медицинских сестер. За помощью в центр граждане обращаются либо самостоятельно, либо сотрудники КЦСОН сами их выявляют. Макка признается, что с подопечными бывают проблемы. Одним из таких случаев был нашумевший в 2019 году факт мошенничества жительницы Грозного Лизан Искаковой и ее сына.

– Вы не знаете, как она нас мучила. Она нас вызывала, прокуратура звонила и говорила: «Идите к ней!». Мы приезжаем, она не открывала дверь. Мы аккуратненько стучимся: «Лизан, мы приехали к вам. Откройте нам дверь. Как мы можем оказать услуги, если вы не открываете дверь?». Она кричала, что не откроет и прогоняла нас. Следом она звонила в прокуратуру и говорила, что мы пришли и якобы отключили ей свет, хотели дверь выломать. У нас бывают такие случаи. 

Сейчас сотрудники центра разбираются с делом 86-летней Азы Сафоновой. Женщина живет в квартире коттеджа со сворой собак и многочисленным количеством кошек.

– Соцработник приходил к ней, и она требовала оставить ее в покое. В ее дом зайти невозможно, там полная антисанитария. Мы обращались в префектуру района, чтобы хотя бы этих собак куда-то определить. В СанЭпидСтанции нам сказали, что пока в ее квартире собаки, они ничего сделать не могут. Мы же тоже не можем здоровьем своего работника рисковать. Нам нужно для нашего сотрудника предоставить условия, чтобы он мог войти и оказать услуги. Недавно пришел ее сосед и я ему говорю: «Вот мы сейчас куда-то отвезем ее собак. Ей 86 лет. Это ее семья. Она привыкла к этому образу жизни. Для нее это будет стресс. Если ее это устраивает, то что мы можем поделать?». Даже после того, как она отказалась от наших услуг, мы ее полностью не сняли с обслуживания. Она же одинокая. Социальный работник нет-нет, но будет наведываться к ней. Продукты принесет. У нас нет такого, что мы сняли с обслуживания и забыли. Мы же переживаем.

Как дочь родная

Вместе с сотрудниками КЦСОН Висаитовского района мы навестили Любу Сатуеву. Женщина перенесла два инсульта. У нее 4 дочери и все замужем. Сейчас ей помогает социальный работник Эмила Джамалдинова.

– Когда дочки были дома, они за мной смотрели. Сейчас все замужем, не всегда получается приезжать ко мне. Я обратилась за помощью в центр и мне выделили соцработника. Если бы не они, я не знаю, что было бы. 

Сатуева живет на четвертом этаже и ей трудно спускаться и подниматься по лестнице, поэтому Эмила ходит за нее в магазин, покупает лекарства, помогает по дому и часто звонит, чтобы узнать состояние здоровья женщины.

– Я звоню, она приезжает в любой день: то давление поднимется, то таблетки закончатся. Она для меня как дочь родная. Не чужая уже. Я ей все рассказываю. Часто звонит и спрашивает: «Лекарства выпила? В больницу съездим?». Бывает, что я зову ее просто потому что скучно. А она всегда отвечает: «Я сейчас у другого подопечного. Быстро закончу и приеду».

Эмила Джамалдинова социальным работником стала в 2010 году. Когда пришла наниматься на работу, ее сразу предупредили: «Работать нужно со взрослыми людьми, со многими может быть тяжело. Но смотреть за ними нужно хорошо».

– Тем не менее я вышла на работу и очень довольна этим. Не знаю, что бы мы делали без наших стариков. Они приносят беркат (изобилие, — прим. автора). Мне абсолютно не трудно с ними. Мы находим общий язык. На социальном обслуживании у меня сейчас 10 человек. Ко многим мы привязываемся. Была у меня в подопечных молодая девушка-инвалид. Очень полюбила ее. Она замуж вышла и уехала в другой город. Я за нее рада.

Не обходится и без интересных случаев. Однажды Эмила забыла про свой день рождения, о нем напомнил один из подопечных, накрыв для нее стол. 

– У меня на обслуживании есть супруги: муж слепой, а женщина частично видит. И вот однажды он мне звонит и говорит: «Ты где? Срочно приезжай, нужна помощь!». Я была у другой женщины. Закончила и помчалась к нему. Приезжаю, а в доме стол накрытый и я у него спрашиваю: «Лема, как ты это сделал?». Он в ответ: «Я очень хотел и старался, ведь у тебя сегодня день рождения». А я про него забыла совсем.

От родственников некоторых подопечных социальные работники слышат только слова благодарности.

– Сноха одной из женщин, за которой я присматриваю, все время меня благодарит и говорит: «Хорошо, что ты приходишь к нам и помогаешь». Она просто не успевает за свекровью смотреть: дети, дом, работа.

Когда мама умерла, мы плакали вместе

К Татьяне Емелиной мы пришли с двумя представителями КЦСОН Висаитовского района: заведующей отделением социального обслуживания на дому номер 3 Сацитой Ахмадовой и социальным работником отделения соцобслуживания на дому номер 3 Марьям Богатыревой. 

На фото Сацита слева, Марьям справа

– Сациту я 13 лет знаю, — говорит Татьяна Емелина. — Она была соцработником раньше и ухаживала за моими родителями, которые на тот момент были живы. Марьям уже 5 лет ко мне ходит. 

У Татьяны две дочери, внуки и правнуки. Иногда женщине приходит помогать внучка, но чаще всего у нее бывает социальный работник.

– Если я не дозваниваюсь до Марьям, я звоню Саците. У меня проблемы с сердцем, поэтому давление и пульс «подскакивают». Зачастую «сижу» на скорой помощи, но иногда, чтобы скорую помощь не вызывать, вызываю Марьям, и мы с ней по больницам ездим. Когда я лежала в больнице, Марьям звонила и говорила: «Если надо, я приду и буду ухаживать за вами».

У Марьям собственная машина, на ней она и отвозит по необходимым делам своих подопечных. Девушка замужем и утверждает, что ни муж, ни родители не против ее работы.

– Это ведь люди беспомощные. У нас после войны очень много одиноких людей и инвалидов. Помогать им – для меня что-то такое, что не передать словами. У меня мама диабетик и без одной почки. Родные все на работе и ей тоже по дому нужен такой соцработник. Папа был рад, что я пошла работать в эту сферу. Да и мама тоже. Муж к моей работе относится хорошо. Дети в садике и в школе.

Когда Татьяна выезжает с Марьям в больницу, то представляет соцработника как родственницу или родную дочь.

– Какие они мне чужие? Я Сациту, к примеру, 13 лет знаю. Когда я позвонила ей и сообщила, что моя мама умерла, мы вместе с ней по телефону плакали. Позвонила потом Марьям и сказала, так она моментально приехала. Теперь ты видишь, что это моя семья!

Если раньше Сацита была соцработником и обслуживала подопечных, то теперь она следит за тем, чтобы подопечные были довольны социальными работниками.

– Если у человека нет желания помогать, то мы ничего поделать не можем. Нужно любить свою работу, чтобы выполнять ее. Если подопечный недоволен соцработником, я его убираю и назначаю другого. Самое главное в соцработнике — душевность и сострадание. Пожилому человеку именно это и нужно. Им нужно иногда просто, чтобы пришел человек, поговорил с ними и выгрузил их эмоционально. Мне кажется, что это самое главное.

Седа Магомадова

test 2Новости СМИ2

Источник: «Чечня Сегодня»

Больше новостей

Заметили ошибку или опечатку? Материал нуждается в исправлении? Будем рады Вашей помощи! Пишите на на адрес [email protected].