Рейдерский захват холдинга «Карат»: старые счеты или глобальный передел рынка?

Бывший заместитель главы Госкомрыболовства обвинен в вымогательстве пакета акций одного из крупнейших рыбопромысловых холдингов России. Неудавшийся рейдерский захват может оказаться частью глобального передела одного из самых непрозрачных рынков страны.

Поделить нельзя отобрать

Рыбный промысел − одна из самых коррумпированных и криминогенных отраслей экономики России. В частности, с распределением рыбопромысловых квот связывали убийство губернатора Магаданской области Валентина Цветкова, а в Госкомрыболовстве за последние 15 лет были привлечены к уголовной ответственности несколько высокопоставленных чиновников ведомства. В 2002 и 2004 годах за незаконную выдачу квот к лишению свободы приговорены зампреды Госкомрыболовства Михаил Дементьев (5 лет) и Юрий Москальцов (4 года).

Наконец, в 2006 году за получение взятки в размере 3,7 млн долларов на шесть лет осужден очередной заместитель главы Госкомрыболовства Александр Тугушев. В 2009 году Тугушев освободился, однако сейчас снова попал в поле зрения правоохранительных органов. В канун 2017-го года Александр Тугушев был задержан по обвинению в вымогательстве 33% акций крупного рыбопромыслового холдинга УК «Карат». В результате Тугушев отправился под домашний арест, а его прошлое и настоящее оказалось куда более интересным, чем эпизод со взяткой в 2006 году. Хотя дорога в государственную службу Александру Тугушеву закрыта, рыбный промысел он не бросил и на момент задержания выступал гендиректором компании «Национальный рыболовный флот», да и главу УК «Карат» Виталия Орлова бывший чиновник знает довольно близко.

Бывший зампредседателя Государственного комитета России по рыболовству Александр Тугушев

Тугушев и Орлов знакомы со студенческой скамьи Мурманского высшего инженерного морского училища и вместе начинали рыбопромысловый бизнес, впоследствии выросший в то, чем управляет УК «Карат». Изначально партнерами по бизнесу являлись Виталий Орлов, Александр Тугушев и норвежский бизнесмен Магнус Рот. Доля каждого участника составляла 33%. Впоследствии Тугушев почувствовал непреодолимую тягу к делам государственным и вышел из бизнеса. На этом пункте версии бывших партнеров становятся диаметрально противоположными. Тугушев заявляет, что его выход из бизнеса был фиктивным, исключительно для безмятежной службы в должности замглавы Госкомрыболовства и пользы общего с Орловым дела. Орлов же утверждает, что бывший чиновник был кристально честен и ушел безвозвратно. Позиция адвокатов Тугушева проста − бывший чиновник стал жертвой доверчивости и в меру сил пытается вернуть свое.

Орлов

Глава УК «Карат» Виталий Орлов

Версия Тугушева находит некоторое подтверждение и в показаниях Виталия Орлова. Так, согласно протоколу допроса Орлова, при продаже своей доли бизнеса Тугушев получил не номинальную стоимость доли (20 318 рублей по договору купли-продажи), а достойные отступные в размере 30 млн долларов. Все средства, по словам Орлова, переводились на счета подставных фирм, что исключает возможность подтверждения факта выплат.

При этом сразу после освобождения Тугушева Орлов ввел его в совет директоров сразу двух предприятий и назначил своим советником. Кроме того, Орлов упоминает о своих попытках найти компромиссное решение уже после требования Тугушева передать акции. Все это явно свидетельствует о том, что отношения бизнес-партнеров не были разорваны с продажей акций в 2003 году, и сама сделка вполне могла быть фиктивной. Однако в протоколе допроса Орлова обнаруживаются другие интересные подробности.

Короли морских глубин

Неожиданно в показаниях Орлова появляются фигуры куда более значительные, чем отсидевший срок замглавы Госкомрыболовства. Как утверждает гендиректор УК «Карат», Тугушев обратился за помощью к некому «олигарху». Загадочный «олигарх» перепоручил «решение» конфликта А. Делимханову и И. Траберу (предположительно депутат ГД РФ Адам Делимханов и петербургский бизнесмен Илья Трабер, более известный по кличке «Антиквар» − прим. ред). Личность Делимханова косвенно подтверждается появлением на одной из встреч между Орловым и Тугушевым юриста Павла Кротова, которого называют представителем интересов Адама Делимханова. Таинственной персоной остается лишь олигарх. Впрочем, Виталий Орлов мало похож на жертву, и на него могли иметь зуб немало персон из списка Forbes.

Что же представляет собой империя Виталия Орлова, буквально на днях ставшего новым долларовым миллиардером по версии Bloomberg? Возглавляемая Орловым УК «Карат» контролирует деятельность рыбодобывающего «Норебо холдинг». «Норебо» включает в себя 10 компаний, ведущих добычу одновременно на российском Севере и Дальнем Востоке, а торговые подразделения холдинга расположены по всему миру. При этом до недавнего времени сам Орлов оставался никому не известен, интересы компании в России представлял Александр Тугушев.

Бизнес-интересы Орлова простирались так далеко, что в 2004 году его компания Ocean Trawlers вызвала серьезный интерес правоохранительных органов Норвегии. К тому времени Ocean Trawlers буквально подмяла под себя норвежскую рыбную отрасль. Кроме того, в своем расследовании «Rovfiskerne» норвежский журналист Руне Етреберг привел данные о браконьерстве Ocean Trawlers в территориальных водах Норвегии, а также об участии в делах компании Александра Тугушева, уже занимавшего государственный пост. С 2011 года холдинг «Норебо» начал агрессивную экспансию на российском рынке, за пару лет скупив множество компаний. Основными среди них выступают «Мурманский траловый флот», «Сахалин лизинг флот», «Акрос» и «Ролиз». Виталию Орлову на тот момент принадлежало 67% «Норебо».

Результаты выбранной бизнес-стратегии не заставили себя ждать. Уже в 2015 году «Норебо» стал лидером по добыче трески и тихоокеанской сельди на российском рынке, оттеснив таких крупных игроков, как холдинги «Гидрострой» и «Русская аквакультура» (ранее «Русское море»). Параллельно с жесткой экспансией на рынок Орлов заручился поддержкой чиновников от рыболовства на самом высшем уровне. И вот уже глава Росрыболовства Илья Шестаков лично открывает новый завод «Карата».

Глава Росрыболовства Илья Шестаков лично открывает новый завод «Карата»

Глава Росрыболовства Илья Шестаков лично открывает новый завод «Карата»

Но не стоит забывать о тех, кого Виталий Орлов так лихо обошел. «Гидрострой» принадлежит члену Совфеда РФ Александру Верховскому, а «Русская аквакультура» − брату губернатора Московской области Максиму Воробьеву и зятю Геннадия Тимченко Глебу Франку. Вряд ли прежние игроки, давным-давно поделившие рынок, обрадовались незваному гостю в лице Орлова. В свете сказанного фигура «таинственного олигарха» может обрести вполне узнаваемые черты. Интересно, что мощную поддержку «олигарха» Тугушев обрел вскоре после того как Орлов стал единственным собственником «Карата». Причем сразу после задержания Тугушева Орлов получил ответный ход в виде обыска и выемки документов в офисе «Тралового флота». И если об аресте Александра Тугушева написали все крупные СМИ, то причина визита ОМОНа на «Тралфлот» неизвестна до сих пор.

Крупнейшие поставщики рыбы

Крупнейшие поставщики рыбы в Россию по состоянию на 2015 год («Ведомости»)

Глядя на масштаб происходящего, все меньше верится в историю с давними счетами бывших партнеров. Попытка рейдерского захвата УК «Карат» может стать началом глобального передела рынка водных биоресурсов, значительная доля которого до сих пор принадлежит мелким игрокам. Учитывая фамилии некоторых участников, исход этой схватки предсказуем уже сейчас.

Больше новостей

Заметили ошибку или опечатку? Материал нуждается в исправлении? Будем рады Вашей помощи! Пишите на на адрес [email protected].